Средняя общеобразовательная
школа №34
имени Героя Советского Cоюза
Александра Ивановича Покрышкина
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кочинева Ирина Эдуардовна

Обобщение опыта по теме: «Формирование компетенции исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ.

Кочинева Ирина Эдуардовна  

 учитель русского языка и литературы

 БОУСОШ № 34,

 ст.Новотитоаровской

 Динского района,

 Краснодарского края.

 

 

 

                     

 

     

     Введение в Краснодарском крае в 2002 году эксперимента по сдаче единого государственного экзамена по русскому языку (с 2005 года он стал обязательным), а теперь ещё и проведение экзамена в 9 классах по новой форме, поставило перед учителями словесниками непростые  задачи по подготовке к новой форме итоговой аттестации. Уже первые шаги в этом направлении показали, что необходимо менять всю систему работы. Задача усложняется тем, что, готовя учащихся к работе с тестами, нельзя выпускать из внимания и необходимость отработки навыка грамотного письма.

       Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - это выбор учебно–методического комплекса. Из всех возможных на тот период УМК самым адаптированным к ЕГЭ, как показывает опыт работы, оказался УМК под редакцией М.М.Разумовской. И это не случайно: автор программы входила в число разработчиков экзамена в форме ЕГЭ.

     Если внимательно изучить кодификатор элементов содержания по русскому языку, можно заметить, что ряд разделов по фонетике и графике, лексике и  грамматике включает темы, изучаемые ещё в начальной школе. Поэтому, если у учащихся имеются пробелы в знаниях, полученных в первые годы обучения в школе, возникают трудности при изучении этих же тем на более сложном уровне в старших классах. Задача учителя русского языка, работающего с учащимися пятого класса, выявить такие пробелы на первых же занятиях. Большую помощь в этом преподавателю оказывает тестирование знаний учащихся, полученных в начальной школе. Можно использовать тест с выбором правильного ответа, который включает задания по морфологии, орфографии и синтаксису.

   В целях качественной подготовки учащихся к экзаменам широкое применение находят: разноуровневое обучение (внутриклассная дифференциация) и технологии «полного усвоения знаний».

      Желательно регулярно (а это удается не всегда) проводить во всех классах (начиная с 5-го) многоаспектный анализ текста:

- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

- стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

- типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

При этом не стоит брать для анализа слишком большие тексты: небольшие отрывки, 5-7 предложений, вполне достаточны, чтобы провести данную работу. Начиная с седьмого класса такую работу желательно время от времени усложнять: давать задание из деформированного текста создать цельный отрывок, а затем уже  проводить его комплексный анализ. Таким образом одновременно учащиеся будут готовиться в выполнению заданий А7 – А12.

    Чтобы сэкономить время в старших классах при повторении  разделов фонетики и орфоэпии, целесообразно отработать навык фонетического разбора слова до автоматизма еще в пятом классе. В этом помогут всевозможные разминки и игры, такие, как прочитать слово по транскрипции и сделать буквенную запись и наоборот, затранскрибировать то или иное слово; научиться без фонетического разбора определять количество звуков и букв в слове, определять мягкость и твердость согласных. Словом, предлагать задания А1, но только в более упрощенном, понятном для пятиклассников виде. Можно  предложить игру: одним или двумя хлопками сигнализировать учителю, сколько звуков в том или ином слове дают йотовые гласные, сколько в слове гласных и соответственно слогов. Такие разминки необходимо систематически проводить на всех ступенях обучения, усложняя с каждым разом задания в соответствии с возрастом учащихся.

   Обязательной частью урока должны стать орфоэпические разминки. Не секрет, что кубанские диалекты и говор накладывают свой отпечаток на устную речь наших учащихся. Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности их произношения. Поэтому потребуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. Орфоразминки можно проводить по-разному. Вначале обращаться к словам из орфоэпического словаря учебника. После 2-3 кратного прочтения можно предложить ребятам орфоэпический диктант. Здесь тоже возможны варианты: записать слова на доске или раздать индивидуальные карточки с разными вариантами слов. Учащиеся должны расставить ударения или записать особенности произношения (например, твердость и мягкость согласных в иноязычных словах). В старших классах для этих целей удобнее использовать интерактивную доску или мультимедийную установку и в качестве орфоэпической разминки или диктанта предлагать уже словосочетания или предложения. При выполнении задания необходимо предупредить учащихся о времени, выделяемом для выполнения задания, раз от раза сокращая временной промежуток.

   У современной молодежи, к сожалению, очень небогатый словарный запас. Дети не читают газет, не смотрят познавательные передачи по телевизору, поэтому из их лексикона выпадает огромное количество слов, свойственных публицистическому стилю речи. Дети не понимают разницы между филантропом и меценатом, не знают, кто такие альтруисты и пацифисты. А ведь большинство слов, предлагаемых на ЕГЭ, имеет именно такую направленность. Где же выход? Учитель должен стать «ходячим» толковым словарем: использовать подобные слова в своей речи, объясняя попутно их значение. Давать учащимся задание находить значение  интересных слов по толковому словарю.

Целесообразно проводить разнообразную лексическую работу и на уроках литературы. Ведь именно литературные произведения  неисчерпаемый кладезь русского языка. На уроках литературы можно предложить задание самостоятельно дать толкование слов, встречающихся в том или ином произведении.

     Для преодоления психологической интерференции, вызванной тем, что на одну и ту же орфограмму в русской грамматике несколько правил, для работы на уроках можно использовать специальные таблицы, подготовленные Т.Я.Фроловой. Они очень яркие, красочные, интересные и вместе с тем простые. Универсальность этого наглядного пособия в том, что оно доступно для понимания не только учащимся средних параллелей, но и пятиклассникамДля старшеклассников мною были созданы медиа - таблицы, которые в обобщенном виде представляют весь изучаемый материал по той или иной орфограмме. Демонстрация на экране таких таблиц, закрепление через орфографические и пунктуационные упражнения, достаточно сложные, позволяют повторить одновременно несколько орфограмм и пунктограмм.

    Работу над синтаксисом тоже необходимо начинать уже в пятом классе, чтобы определение членов предложения, особенно грамматической основы было  сведено до автоматизма. При этом объяснять детям, что подлежащее и сказуемое это не только те члены предложения, которые отвечают на вопросы кто? что? и что делает? что делал?, но и другие. Главное, что должны запомнить пятиклассники, что подлежащее – это предмет речи, а сказуемое, что говорится о предмете речи. Тогда при работе с научными текстами  ребятам не будет сложно определять грамматические основы. Одновременно нельзя выпускать из вида обособление. Это сама по  себе сложная тема, изучается в восьмом классе. Естественно, без систематического повторения, она забывается, и в 11-ом классе приходится уже не повторять, а изучать заново. Чтобы избежать этого, необходимо 2-3 раза в месяц проводить синтаксические разминки, с включением в них заданий на обособление. Любые разминки можно проводить как по индивидуально розданным карточкам, так и по текстам,  проецируемым на экране.

    На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.

Очень важно убедить всех учащихся приступить к части С на экзамене. Многие дети не любят писать сочинения, более того, боятся его, так как считают, что не достаточно грамотны. Но ведь балы можно заработать, даже допустив ошибки.

    Для достижения основных целей в системной подготовке к ЕГЭ по русскому языку необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать поставленные перед учителем и учениками задачи. Это семантический анализ различных высказываний и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами  письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (например, с этимологическим, который в краткой форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). При повторении и обобщении учебного материала можно использовать опорные схемы, наглядный материал, различные таблицы. Это способствует развитию зрительной памяти учащихся. В индивидуальной работе с отдельными учениками можно использовать компакт-диски с программами тренажёрами по русскому языку. Эти программы хороши тем, что подводят итоги работы ученика, подсчитывают  количество сделанных ошибок и выставляют оценку. Вся информация выводится на экран. Результаты сохраняются в файле. Статистику результатов можно просмотреть  на экране или распечатать. Фиксируется число и время, когда ученик приступил к работе, количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также правила, на которые допущены ошибки.

    Помощником учителя при проведении уроков, нацеленных на подготовку к ЕГЭ, являются наглядные пособия. Сегодня, при наличии мультимедийных установок и интерактивных досок, учитель может сам подбирать наглядный материал и активно использовать их на уроке. Компьютер – большой помощник учителя. Он экономит время и значительно упрощает работу с материалом. За урок, при наличии медиа-урока, можно повторить несколько орфограмм, пунктограмм, провести различные разминки. Работа с текстами на экране мобилизирует учащихся, концентрирует их внимание, заставляет рачительнее относится к своему времени. А это только на пользу.

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта